Сохранение малокомплектных сельских школ — вопрос национальной безопасности

1 декабря 2011 г. Nikolai Просмотров: 8397 RSS 2
Что думают , ,

В разное время разные беды грозили школам, и сельским в том числе. Последствия для для этих школ, их учеников и учителей были всегда трагичны. А выводы из этой небольшой сравнительной фотоподборки делайте сами...

На первом фото руины школы, которые оставили после себя немецко-фашисткие захватчики

разрушенная немцами школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А это страшное фото сделано в одной из Чернобыльских школ после атомной аварии на АЭС.

школа в Чернобыле после аварии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  А вот это уже наши дни. Останки школы в селе Кузнецово после реформирования сельских школ. До Кузнецово немцы не дошли, не докатилась туда и волна атомной трагедии Чернобыля. Зато дотянулся и крепко ударил указ правительства от 16 января 2002 г. № 103РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ"

разрушенная и разграбленная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И привожу здесь статью, найденную на просторах интернета за авторством человека с ником diskein . Вот по этой ссылке можно перейти на его блог

О.Смолин: «Сохранение малокомплектных сельских школ — вопрос национальной безопасности»

После распада СССР в России было закрыто более 19 тыс. сельских школ. По данным Минобрнауки РФ, в 1995 году их насчитывалось почти 69 тыс., в 2000 году — около 67 тыс., в 2010-2011 годах — менее 49 тысяч. Почти все они были ликвидированы не в 1990-е годы, когда экономическая и демографическая ситуация в стране была особенно тяжелой, а в последние десять лет. В наши дни процесс закрытия школ не прекращается, а активизируется. Так, в первую «пятилетку» XXI века закрылись 6,5 тыс. школ, а во вторую — почти 13 тысяч. О том, почему это происходит и к каким последствиям может привести, корреспонденту Агентства социальной информации рассказал депутат Государственной думы РФ Олег Смолин.

Министерство образования и науки РФ объясняет закрытие школ уменьшением числа детей и… заботой о качестве образования сельских школьников! На деле же в образовательной политике возобладал узко экономический, точнее «бухгалтерский» подход — так называемая «оптимизация». Проще говоря, стремление максимально сэкономить на образовании.

В свое время в Законе РФ «Об образовании» декларировалось, что малокомплектная сельская школа финансируется независимо от числа учащихся. Однако после введения подушевого финансирования и так называемой «новой системы оплаты труда» учителям процесс ликвидации школ активизировался. Ведь если финансирование зависит только от численности детей, сельская школа себя окупить не сможет.

Учитывая, что в настоящее время уровень рождаемости в России значительно превысил не только показатель 1990-х годов, но в отдельные годы превышает уровень смертности, можно ожидать повторения истории с детскими садами. В 1990-е годы многие из них закрыли, однако сегодня очередь в детские сады достигла 1 млн 700 тыс. детей. Через несколько лет похожая ситуация может произойти и с сельскими школами.

Кроме того, в результате закрытия малокомплектных сельских школ немало педагогов остались без работы. Только часть учителей трудоустроены в другие школы. Официально считается, что в сохранившихся школах остались лучшие учителя, а у их учеников теперь больше возможностей для развития. Однако исследования, в том числе по «однокомнатным» школам в США (аналог российских малокомплектных школ) свидетельствуют о том, что благодаря небольшому количеству детей учителя могут общаться с каждым из них — это позитивно сказывается на уровне образования. Кроме того, сами дети учат друг друга. В итоге качество образования оказывается выше. Думаю, точка зрения американских социологов и педагогов не лишена оснований.

В России на смену малокомплектным школам приходят большие, в которые детей из разных деревень возят на специальных школьных автобусах. Реже — устраивают в школы-интернаты, где они не только учатся, но и живут. Представьте ребенка, которому ежедневно приходится преодолевать 40-50 км, чтобы добраться до школы и столько же — обратно. Как вы думаете, это скажется на качестве его образования?

К тому же проблема существования малокомплектных школ относится не только к сфере образования, но и к сфере национальной безопасности. Ведь эту историю мы уже проходили на примере «неперспективных деревень». Ни для кого не секрет: село, в котором исчезает школа, само умирает. Учитывая, что Россия огромная страна, но малонаселенная, существует вероятность того, что рано или поздно на пустующие территории будут засматриваться соседние народы. Я уважаю все народы, но не хочу, чтобы в нашей стране, которая и так потеряла треть территории после распада СССР, множились потери. Политика закрытия сельских школ кажется мне крайне недальновидной…

Напомню: даже в 30-е годы XX века были открыты десятки тысяч сельских школ. Эти годы, с точки зрения дефицита финансов, были не лучше нынешних. В 1990-е годы, в период экономического кризиса, сельские школы практически не закрывали. А сейчас — ликвидируют в ускоренном темпе. Думаю, это вопрос не финансовой политики, но политической воли и ошибочного экономического подхода к образованию. Наши руководители, видимо, не понимают, что образование — сфера инвестиций, а не сфера затрат!.. Если экономить на образовании, впоследствии придется тратить несравненно больше. Сельское население и педагоги стремятся сохранять хотя бы оставшиеся школы. Даже министр регионального развития Виктор Басаргин, выступая в Госдуме РФ, призвал остановить процесс закрытия сельских школ…

Мы подготовили альтернативный проект закона «О народном образовании в РФ», который сейчас активно обсуждается в обществе. В нем говорится, что в малокомплектной сельской школе финансирование должно зависеть не от количества душ, а от потребностей школы.

Еще одно важное предложение: закрытие сельской школы или ее реорганизация должны происходить только с разрешения сельского схода. Чиновники нашли лазейку в законе: сначала они реорганизуют малокомплектную школу в филиал большой, а потом закрывают… не школу, а филиал. Ведь это можно сделать, не спрашивая население. Формально закон не нарушается, а школа фактически ликвидируется.

Сравнительно недавно, в 2010 году в Госдуме РФ рассматривался законопроект, запрещающий не только ликвидацию, но и реорганизацию сельских школ. К сожалению, большинство депутатов его не поддержали, хотя признали этот факт. Если мы не остановим процесс уничтожения сельской школы, возможно, нашим потомкам придется жить в стране с другой территорией и другой культурой.

 

BigSec.net - хтовые новости в интернете

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru
И даже просто щёлкнув по иконкам социальных сервисов, Вы уже поможете нам. И спасибо неравнодушным
Комментариев: 2
  1. Работаю в сельской школе уже 20 лет. Когда приехала туда работать, в школе было 425 учащихся. В 5 поселках,из которых привозили в школу детей, работал совхоз, леспромхоз, была воинская часть, работали 2 детских садика. За период с 1992 года по 2012 г совхоз развалили, леспромхоз обанкротили, военных перевели в глубь страны (мы находимся на границе с Финляндией). Сейчас в школе учится 146 детей, были вынуждены пойти на объединение 10 и 11 класса. В следующем году уйдут выпускники - 18 человек и придет 1 класс - всего 9 детишек. Ощущение полной безнадежности - опять придется объединять еще 2 класса или сокращаться до девятилетки. Ближайший город - в 35 км полного бездорожья. Мой сын, отличник, заканчивает 9 класс в этом году, мечтает поступать в военное училище.Полная безнадежность...

  2. Предлагаю свою помощь в разработке программы физического, психического и социально-нравственного здоровья учащихся общеобразовательной школы. Копылов Юрий Анатольевич, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Имя и сайт используются только при регистрации

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Выберите человечка с поднятой рукой!

При нажатии на картинку, Ваш комментарий будет добавлен.