Сохранение малокомплектных сельских школ — вопрос национальной безопасности
В разное время разные беды грозили школам, и сельским в том числе. Последствия для для этих школ, их учеников и учителей были всегда трагичны. А выводы из этой небольшой сравнительной фотоподборки делайте сами...
На первом фото руины школы, которые оставили после себя немецко-фашисткие захватчики
А это страшное фото сделано в одной из Чернобыльских школ после атомной аварии на АЭС.
А вот это уже наши дни. Останки школы в селе Кузнецово после реформирования сельских школ. До Кузнецово немцы не дошли, не докатилась туда и волна атомной трагедии Чернобыля. Зато дотянулся и крепко ударил указ правительства от 16 января 2002 г. № 103"О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ"
И привожу здесь статью, найденную на просторах интернета за авторством человека с ником diskein . Вот по этой ссылке можно перейти на его блог
О.Смолин: «Сохранение малокомплектных сельских школ — вопрос национальной безопасности»
После распада СССР в России было закрыто более 19 тыс. сельских школ. По данным Минобрнауки РФ, в 1995 году их насчитывалось почти 69 тыс., в 2000 году — около 67 тыс., в 2010-2011 годах — менее 49 тысяч. Почти все они были ликвидированы не в 1990-е годы, когда экономическая и демографическая ситуация в стране была особенно тяжелой, а в последние десять лет. В наши дни процесс закрытия школ не прекращается, а активизируется. Так, в первую «пятилетку» XXI века закрылись 6,5 тыс. школ, а во вторую — почти 13 тысяч. О том, почему это происходит и к каким последствиям может привести, корреспонденту Агентства социальной информации рассказал депутат Государственной думы РФ Олег Смолин.
Министерство образования и науки РФ объясняет закрытие школ уменьшением числа детей и… заботой о качестве образования сельских школьников! На деле же в образовательной политике возобладал узко экономический, точнее «бухгалтерский» подход — так называемая «оптимизация». Проще говоря, стремление максимально сэкономить на образовании.
В свое время в Законе РФ «Об образовании» декларировалось, что малокомплектная сельская школа финансируется независимо от числа учащихся. Однако после введения подушевого финансирования и так называемой «новой системы оплаты труда» учителям процесс ликвидации школ активизировался. Ведь если финансирование зависит только от численности детей, сельская школа себя окупить не сможет.
Учитывая, что в настоящее время уровень рождаемости в России значительно превысил не только показатель 1990-х годов, но в отдельные годы превышает уровень смертности, можно ожидать повторения истории с детскими садами. В 1990-е годы многие из них закрыли, однако сегодня очередь в детские сады достигла 1 млн 700 тыс. детей. Через несколько лет похожая ситуация может произойти и с сельскими школами.
Кроме того, в результате закрытия малокомплектных сельских школ немало педагогов остались без работы. Только часть учителей трудоустроены в другие школы. Официально считается, что в сохранившихся школах остались лучшие учителя, а у их учеников теперь больше возможностей для развития. Однако исследования, в том числе по «однокомнатным» школам в США (аналог российских малокомплектных школ) свидетельствуют о том, что благодаря небольшому количеству детей учителя могут общаться с каждым из них — это позитивно сказывается на уровне образования. Кроме того, сами дети учат друг друга. В итоге качество образования оказывается выше. Думаю, точка зрения американских социологов и педагогов не лишена оснований.
В России на смену малокомплектным школам приходят большие, в которые детей из разных деревень возят на специальных школьных автобусах. Реже — устраивают в школы-интернаты, где они не только учатся, но и живут. Представьте ребенка, которому ежедневно приходится преодолевать 40-50 км, чтобы добраться до школы и столько же — обратно. Как вы думаете, это скажется на качестве его образования?
К тому же проблема существования малокомплектных школ относится не только к сфере образования, но и к сфере национальной безопасности. Ведь эту историю мы уже проходили на примере «неперспективных деревень». Ни для кого не секрет: село, в котором исчезает школа, само умирает. Учитывая, что Россия огромная страна, но малонаселенная, существует вероятность того, что рано или поздно на пустующие территории будут засматриваться соседние народы. Я уважаю все народы, но не хочу, чтобы в нашей стране, которая и так потеряла треть территории после распада СССР, множились потери. Политика закрытия сельских школ кажется мне крайне недальновидной…
Напомню: даже в 30-е годы XX века были открыты десятки тысяч сельских школ. Эти годы, с точки зрения дефицита финансов, были не лучше нынешних. В 1990-е годы, в период экономического кризиса, сельские школы практически не закрывали. А сейчас — ликвидируют в ускоренном темпе. Думаю, это вопрос не финансовой политики, но политической воли и ошибочного экономического подхода к образованию. Наши руководители, видимо, не понимают, что образование — сфера инвестиций, а не сфера затрат!.. Если экономить на образовании, впоследствии придется тратить несравненно больше. Сельское население и педагоги стремятся сохранять хотя бы оставшиеся школы. Даже министр регионального развития Виктор Басаргин, выступая в Госдуме РФ, призвал остановить процесс закрытия сельских школ…
Мы подготовили альтернативный проект закона «О народном образовании в РФ», который сейчас активно обсуждается в обществе. В нем говорится, что в малокомплектной сельской школе финансирование должно зависеть не от количества душ, а от потребностей школы.
Еще одно важное предложение: закрытие сельской школы или ее реорганизация должны происходить только с разрешения сельского схода. Чиновники нашли лазейку в законе: сначала они реорганизуют малокомплектную школу в филиал большой, а потом закрывают… не школу, а филиал. Ведь это можно сделать, не спрашивая население. Формально закон не нарушается, а школа фактически ликвидируется.
Сравнительно недавно, в 2010 году в Госдуме РФ рассматривался законопроект, запрещающий не только ликвидацию, но и реорганизацию сельских школ. К сожалению, большинство депутатов его не поддержали, хотя признали этот факт. Если мы не остановим процесс уничтожения сельской школы, возможно, нашим потомкам придется жить в стране с другой территорией и другой культурой.
BigSec.net - хтовые новости в интернете
Работаю в сельской школе уже 20 лет. Когда приехала туда работать, в школе было 425 учащихся. В 5 поселках,из которых привозили в школу детей, работал совхоз, леспромхоз, была воинская часть, работали 2 детских садика. За период с 1992 года по 2012 г совхоз развалили, леспромхоз обанкротили, военных перевели в глубь страны (мы находимся на границе с Финляндией). Сейчас в школе учится 146 детей, были вынуждены пойти на объединение 10 и 11 класса. В следующем году уйдут выпускники - 18 человек и придет 1 класс - всего 9 детишек. Ощущение полной безнадежности - опять придется объединять еще 2 класса или сокращаться до девятилетки. Ближайший город - в 35 км полного бездорожья. Мой сын, отличник, заканчивает 9 класс в этом году, мечтает поступать в военное училище.Полная безнадежность...
Предлагаю свою помощь в разработке программы физического, психического и социально-нравственного здоровья учащихся общеобразовательной школы. Копылов Юрий Анатольевич, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования